Роль услуг в экономике
Экономика состоит из нескольких блоков, каждая из которых выполняет свою функцию. Блок услуг в последнее время стремительно развивается в странах разного уровня. По количеству людей, занятых в этой сфере, экономисты и политики делают вывод о степени развитости экономики этого государства. Логика такой позиции проста – если большое количество людей работает в услугах, то сфера производства развита настолько, что способна обеспечить базу для функционирования сложной сети разнообразных непроизводственных сфер.
Что такое услуги?
Этот термин отличается наибольшей неопределённостью из всех видов экономической деятельности. Проблема состоит в том, что услугу невозможно ощутить. Её нельзя положить на склад, перенеся потребление на другое время. Её потребляют только в момент оказания. И в то же время такое эфемерное явление покупается и продаётся.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
Услуга – это:
- труд без производства материальных ценностей;
- действия по улучшению состояния объектов, уже произведённых другими людьми (ремонт, модернизация и т.п.);
- осуществление процесса передачи информации (образование, наука, литература);
- улучшение внешнего облика человека (причёски, маникюр, макияж и т.п.);
- улучшение соматического и психического состояния человека (здравоохранение, спорт, рекреация);
- удовлетворение потребности человека в получении сильных эмоций (искусство, туризм, и т.п.).
Таким образом, услуга – это единство процесса, труда и результата. Если экономика – это система, постоянно меняющая состояние материи, вовлечённой в сферу интересов человека, то деятельность обслуживающего характера направлена на стимулирование развития этой системы.
Если исходить из того, что в процессе оказания данной деятельности человек не производит что-то новое, а лишь меняет состояние изделий, то к категории услуг относятся:
- все ремонтные работы от замены пуговицы на пальто до устранения поломок в самолёте;
- парикмахерские, салоны красоты, массажные салоны и т.п.;
- детские сады и другие воспитательные учреждения;
- туристические агентства;
- агентства по оказанию юридических, психологических и иных консультаций.
В последнее время к данной сфере стали относить финансовые системы, деятельность государственных органов по обслуживанию населения, образование. Если следовать этой логике, к услугам можно было бы отнести и науку. Однако здесь есть один признак, который не позволяет это сделать. Наука производит новые знания, технологии и методы. Кроме того, у науки нет чётко определяемого потребителя.
Признаками услуг являются:
- наличие потребителей;
- блага, предоставляемые в момент деятельности;
- результат деятельности, продаваемый и потребляемый одновременно;
- осуществление деятельности только в момент продажи;
- отсутствие посредников продажи.
Виды услуг в экономике
Эту форму экономической деятельности можно подразделять на самые разные категории в зависимости от индикаторного признака.
Материальные услуги – это воздействие на объект, который является продуктом производственной деятельности. Они направлены на улучшение самого процесса и предмета потребления. К этой категории относятся все работы, направленные на восстановление или повышение потребительских свойств продукта, перемещения предметов в пространстве (транспорт), улучшение условий жизни людей (ЖКХ), обеспечение условий приёма пищи.
Социально-культурные услуги направлены на то, чтобы удовлетворить потребности человека в интеллектуальной, духовной, эстетической, оздоровительной и образовательной сферах.
Кроме того, по характеру оказания услуги делятся на:
- коммерческие;
- государственные;
- частные;
- безвозмездные;
- взаимные (вариант бартера);
- длительные, но имеющие срок;
- постоянные, то есть бессрочные;
- краткосрочные;
- одноразовые и т.п.
Роль услуг в экономике отличается своей неоднородностью, поэтому возможно наличие в этой области самых разных подходов к классификации.
Роль рынка услуг в России
В соответствии с классификацией стран, находящихся на определённой стадии развития, Россия относится к категории стран с переходной экономикой.
Несмотря на такую оценку, сфера услуг в России развивается быстрыми темпами, что характерно для стран, находящихся на постиндустриальной стадии развития.
Рост доли услуг в структуре экономики возможен за счёт развития технологий, производительности труда в природопользовании, производстве и сельском хозяйстве. Это способствует высвобождению трудовых ресурсов, что и способствует развитию данного рынка.
Скачок увеличения доли услуг в экономике России произошёл с девяностых годов XX столетия. Этот процесс стал развиваться на волне разрушения производящей сферы экономики и упрощения процедуры создания организаций малого бизнеса. Увеличение данной доли рынка в общей структуре экономики началось именно с увеличения количества малых организаций.
За последние 20 лет рынок этой сферы в России претерпел несколько направлений развития. Однако самый высокий уровень активности наблюдается в банковском и страхом деле.
В 1990 году в России доля услуг составляла 35% от всего ВВП страны. Спустя 17 лет она увеличилась до 57%. На сегодняшний момент в этом секторе экономики занято около 56% всего работающего населения. В то же время в развитых странах Европы в подобных учреждениях трудятся 65% трудоспособного населения, а в США – 77%.
Отличительные особенности структуры этой сферы состоят в том, 54% субъектов экономики приходится на торговлю и общественное питание, 17% — на транспорт, 4% — на связь.
В тоже время быстрыми темпами развиваются консалтинговые, аудиторские, бухгалтерские, рекламные, охранные организации. Развиваются и направления, не требующие больших вложений. К ним относятся, например, юридические, туристические и информационные услуги
Развитие рынка услуг для России имеет большое значение. Он обеспечивает динамичность развития регионов, увеличивает их привлекательность для инвесторов, повышает занятость населения, увеличивает доступность таких важных отраслей, как образование и здравоохранение.
Международные услуги
Услуги международного характера являются следствием развития мировой экономики, которая всё в большей степени диктует свои условия экономическим системам всех стран. Однако в этом противостоянии двух экономик – мировой и национальной, есть свои положительные моменты.
Поскольку услуги преобладают в развитых странах, организации подобного рода испытывают большое давление конкурентов в пределах национальной экономики. Это заставляет их искать новые рынки за пределами своей страны. Создание дочерних организаций за рубежом может выдавливать местные организации с рынка своей страны. Однако проникновение в страну агентов иностранного капитала имеет и положительное значение. Представители экономики других стран могут:
- приносить новые технологии;
- формировать специалистов высокого уровня из местного населения;
- увеличивать ВВП страны;
- способствовать развитию новых отраслей экономики;
- увеличивать уровень образованности населения.
Взаимопроникновение экономических субъектов разных стран унифицирует национальные экономики, выравнивая уровень их технологического и социального развития.
Проблемы рынка
В каждой стране есть свои проблемы развития народного хозяйства. Однако в условиях диктата мировой экономики, унифицируются и проблемы.
Все проблемы рынка услуг можно обобщить в следующих положениях:
- Особая уязвимость к факторам воздействия. Это связано с тем, что услугу нельзя запасти впрок, переждав неблагоприятный период.
- Высокий уровень дифференциации деятельности, что создаёт проблемы управления рынком.
- Трудности в нормировании труда людей, осуществляющих трудовую деятельность в данной области.
- Высокая динамичность развития данного рынка в любой стране.
Каждый недостаток в некоторой степени является специфическим проявлением достоинств этой сферы экономики. Наиболее значимой проблемой считается чувствительность к изменениям рынка. Это заставляет государство уделять особое внимание регулированию рынка данной структуры экономики, оказывающей большое влияние на всё народное хозяйство страны и мира.