Что делать, если разбил товар в магазине до оплаты?
От неприятных случайностей никто не застрахован. Любой шопинг из радостного события может превратиться в кошмар лишь из-за одной небольшой неосторожности. Каждый магазин может стать враждебной территорией, заполоненной чужой собственностью. Передвигаться между стеллажами порою приходится со страхом не только за товар, но и за свою жизнь. Одно неверное движение — и на вас обрушиваются полки со стеклянными бутылками. Кто ответственен за порчу содержимого, если разбил товар в магазине до оплаты, и что с этим делать, разъяснит нам закон.
Законодательная база
Когда повредился уже купленный и пробитый на кассе товар, то магазин не обязан возвращать вам деньги.
Об этом гласит статья 459 ГК РФ. Поговорим о ситуации, когда форс-мажор произошел до получения чека. В статье 1064 Гражданского кодекса говорится о том, что, если покупатель разбил товар в магазине до оплаты, ущерб возместить вроде бы полагается. Но, согласно второму пункту этой же статьи, возмещать причиненный по неосторожности убыток не нужно, если вы докажете свою невиновность.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
Вооружение знаниями ГОСТа 51773-2001 о розничной торговле и СНиПа 2.08.02–89 об общественных зданиях — вот что необходимо, чтобы доказать вину магазина. Таковая вина есть всегда, когда расстояние между товарными стеллажами меньше положенного по закону. Пространственные нормативы покажет таблица:
Площадь супермаркета | Минимальная ширина прохода между стеллажами |
менее 100 м2 | 1, 4 м |
100-150 м2 | 1,6 м |
150-400 м2 | 2 м |
свыше 400 м2 | 2,5 м |
Если указанные расстояния в торговом помещении не соблюдены, вы вправе пожаловаться на это в пожарный надзор.
Мерчендайзер супермаркета, расставляющий товар слишком плотно друг к другу или слишком неустойчиво, делает это на свой страх и риск. Именно об этом «риске гибели» говорится в 459й статье ГК. На неудобно выставленный товар можно написать жалобу в Потребнадзор.
Права покупателя в магазине
Отправляясь за покупками, к списку приобретений не забудьте добавить список законов, ограждающих вас от непредвиденных ситуаций. Знание своих прав поможет отстоять их пред лицом продавцов, если случится нечаянно повредить какой-либо товар из выставленных на продажу в магазине до оплаты. Покупатель имеет право:
- Сохранять личное достоинство даже при несомненности своей вины. Унижать вас нельзя ни в каком случае.
- Доказывать свою невиновность.
- Покинуть помещение супермаркета после прибытия полиции и составления акта.
- Воздержаться от уплаты за испорченное вплоть до решения суда.
Кто должен платить?
Гуманистично настроенные руководители магазинов учитывают в своих расходах и случайно разбитый или бракованный товар. Поэтому на практике часты случаи, когда за неприятную случайность в магазине никого не винят вообще. Если же стоимость поврежденного товара до оплаты значительно превышает указанную статью расходов, руководство магазина вправе взыскать деньги с виновного. Как уже сказано выше, в число виновных в снесенном покупателем прилавке могут попасть и сами сотрудники торговой точки.
Алгоритм действий
Если покупатель случайно разбил товар в магазине, необходимо сохранять спокойствие и действовать строго по списку.
Шаг 1. Выясните сами для себя, стоит ли идти на конфликт с сотрудниками магазина. Может быть, совесть будет подсказывать вам расплатиться за товар. Если же нет, посмотрите на часы. Точное время происшествия поможет впоследствии легко найти запись видеонаблюдения. Она и послужит вещественным доказательством случайности форс-мажора.
Шаг 2. Определите, не является ли авария виной работников супермаркета:
- если вы причинили нечаянный вред из-за того, что поскользнулись, вина вашего падения и разбитого товара в магазине ложится на плечи уборщицы, вовремя не вытершей лужу на полу;
- если полки расположены на меньшем расстоянии друг от друга, чем полагается по закону, вы вправе сами стать обвинителем.
Шаг 3. Даже если в вашей неосторожности магазин оказался не виноват, требуйте составить акт о порче товара. В документе объясните, что причиненный торговой точке ущерб нанесен не специально. Укажите точное время случившейся неприятности (см. Шаг 1).
Шаг 4. Если конфликт начинает разгораться, потребуйте жалобную книгу. Запишите туда обо всем случившемся, процитируйте нужные места из известных законов и перечислите нападающих на вас лиц. Не лишним будет указать свидетелей битья товара в магазине до оплаты. Это поможет, если дело дойдет до суда.
Шаг 5. Сообщите представителям магазина, что готовы оплатить поврежденный товар. Но при одном условии — если этого потребует суд. Как правило, до этого дело не доходит. Судебные разбирательства убыточнее разбитой банки.
Если охранник не выпускает из магазина
Если страж магазинного порядка не только препятствует вам покинуть торговое помещение, но и грубо требует немедленной расплаты за разбитый товар до покупки, напомните ему о 203 статье УК. Все неуместные действия охранника могут окончиться его тюремным заключением на семилетний срок. Если же и это не подействует, смело набирайте номер телефона полиции. Законы позволяют охранникам вежливо удерживать нарушителя вплоть до прибытия людей с погонами. Прибывшие полицейские изымут вас из рук превышающего свои полномочия.
Если покупатель специально разбил товар в магазине
Когда товар испорчен специально в здравом уме находящимся гражданином, избежать ответственности ему не удастся. Бесплатно кушать в магазине, нельзя. Также придется отвечать за драку между стеллажами и впоследствии разбитый товар до покупки. В подобных случаях прибывшая на место происшествия полиция имеет право забрать нарушителя с собой.
Сознательность вредоносных действий ведет к тому, что в суде потребуют не только возместить в полной мере понесенный магазином ущерб, но и выплатить дополнительно энную сумму в качестве компенсации.
Если виноват ребенок
Малыши нередко тянут руки к ярким полкам и не всегда понимают, что чужое брать нельзя. Объяснить это входит в ваши родительские обязанности. Поэтому, если ребенок до 14 лет что-то съел с прилавка или вскрыл упаковку какой-либо игрушки, вина падает целиком на вас. После 14 лет молодой человек уже сам будет нести ответственность за свои действия в магазине.
Совсем маленьких граждан при посещении супермаркетов рекомендуется либо крепко пристегивать к себе лямками эрго-рюкзака, либо усаживать на специальную сидушку тележки.
Если же падение банки с вареньем произошло случайно, то действуйте по тому же вышеуказанному алгоритму.
Неприятность нередко происходит и при вашем отсутствии. Например, школьник на переменке забежал в магазин и разбил товар до покупки. В таком случае ответственность с ваших плеч переходит на плечи школы. Если при ребенке была няня, то и спрашивать будут с нее.
Продавец разбил товар
Нередко оплошность совершают и работники торговой организации. Как правило, передача чека (и, соответственно, ответственности за товар) происходит на кассе уже после того, как покупки заботливо погружены покупателем в пакеты и сумки. Непредвиденные ситуации возникают отнюдь не на месте оплаты.
Продавец так же, как и покупатель, может случайно уронить продукт, когда берет его с полки. Тяжеловесные же коробки и вовсе норовят выпасть из рук. При этом размер ущерба бывает весьма значительным.
Полностью ответить на вопрос об ответственности за подобное помогает должностная инструкция работника. Согласно 245 статье ТК РФ, в ней может быть предусмотрена коллективная форма возмещения причиненного ущерба. Например, когда товар повредился при совместной работе нескольких сотрудников, оплачивать утрату нужно из карманов сразу всех действующих лиц. Если же виновным в оплошности будет лишь кто-то один, то его коллеги будут освобождены от всех негативных последствий происшествия. Разобраться в спорных ситуациях, в случае разбитого товара покупателем, поможет запись видеонаблюдения. Алиби (выходной у продавца) также позволит невиновному избежать бригадной материальной ответственности.
Возможные нюансы
Как быть, если при примерке обуви или одежды разошлись швы? Если размер товара был меньшим, чем требует того ваше тело, виноватым будете вы. Если же в этом плане все правильно, то высока вероятность наличия в продаваемом продукте скрытого брака. Оплачивать в подобном случае ничего не нужно — покупатель не виноват в том, что товар некачественный. Однако, доказать или опровергнуть это вправе лишь специально вызванные эксперты. Их услуги сами по себе могут несколько опустошить ваш кошелек.
Высока вероятность того, что повреждение присутствовало еще до примерки. Поэтому первая мера предосторожности перед любыми манипуляциями с товаром в магазине до покупки — тщательный осмотр вещи на предмет ее целостности.
Сложен вопрос ответственности в случае неадекватности причинившего вред продуктам. Если сумасшедший человек придет в магазин и разобьет товар, за работу должна взяться уже не полицейская, а медицинская бригада. Когда же неадекват обусловлен повышенным содержанием алкоголя в крови, полиция вправе задержать провинившегося. Напиться непроизвольно крайне трудно, поэтому отвечать за последствия все же придется в полной мере.