Понятие торговли в РФ
Торговля — это особый вид деятельности, который направлен на осуществление купли-продажи.
Торговля представляет собой совокупность хозяйственных/технологических операций, задействованных в обслуживании процесса обмена.
Торговля с экономической точки зрения
Разделение труда и появление торгового капитала, оформило торговлю в отдельную экономическую отрасль.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.
Основные функции:
1) Реализация товаров (произведенной потребительной стоимости). Выполнение данной функции создает предпосылки для воспроизводства общественного продукта и связывает производство и потребление.
2) Доведение до потребителей предметов потребления. Именно торговля осуществляет пространственное перемещение товаров в цепочке производитель – потребитель, причем процессы производства продолжаются в торговле в сфере обращения (среди них можно выделить транспортировку, хранение продукции и др. процессы).
3) Сокращение потребительских издержек (расходы покупателей на покупку товаров) посредством совершенствования информационных услуг, технологии продаж и т.д.
4) Поддержание баланса спроса и предложения. Торговля оказывает активное влияние на производство в форме решения вопросов ассортимента, объема производимых товаров и др.
5) Функции, связанные с маркетингом, а именно: проведение рыночных исследований, разработка товара, создание сервиса, определение цены и т.п.
Участниками процесса торговли являются продавец и покупатель.
Виды
Всю торговлю можно условно разделить на 2 вида:
1) Розничная торговля — любая деятельность, связанная с осуществлением купли-продажи товаров непосредственно потребителям.
2) Оптовая торговля — особая деятельность по реализации товаров/услуг тем, кто покупает их в целях либо дальнейшего использования (например, пошив, переработка), либо перепродажи. Поэтому в оптовой торговле наблюдаются крупные закупки в больших объемах.
Розничная торговля
К розничной торговле относится любой бизнес, который сосредоточил свою деятельность на удовлетворении нужд конечного потребителя посредством организации продаж товаров/услуг.
Розничная торговля – понятие более емкое, чем реализация материальных продуктов, потому что она включает услуги: например финансовые, оплата мобильной связи, парикмахерские услуги, доставка товаров, химчистка одежды и т.д.
Сейчас часто к розничной торговле применяют термин retailing — «ритейл», который происходит от французского слова retailer ( «разрезать на кусочки» или «часть чего-либо»). Это значит, что розничный торговец осуществляет функции разделения больших объемов товаров на небольшие порции для продажи конечным потребителям.
Выделяют следующие самые распространенные формы розничного ритэйла:
1) Специализированные магазины. Они предлагают узкий спектр товаров. Примерами таких организаций могут служить мебельные магазины, книжные и цветочные, магазины одежды, спортивных товаров.
Специализированные магазины в свою очередь можно подразделить по степени широты предлагаемого ассортимента. Магазин одежды может реализовать полный ассортимент; либо только мужскую одежду – это ограниченный ассортимент; также магазин, продающий мужские рубашки, сшитые на заказ, является узкоспециализированным магазином.
Распространение специализированных магазинов во многом связано с ростом торговых центров, где размещается несколько универмагов и множество специализированных магазинчиков.
2) Универмаги. Универмаг в основном предлагает несколько групп товаров – обычно это предметы домашнего обихода, одежда, хозяйственные товары. Каждой группой товаров занимается специальный отдел со своими торговцами или закупщиками.
3) Магазины удлиненного рабочего дня. Это относительно небольшие торговые предприятия, расположенные рядом с жилыми кварталами, работают без выходных, открыты допоздна. В них представлен достаточно ограниченный ассортимент групп товаров с большой скоростью оборота и высокими ценами. Часто там совмещены функции кондитерских или закусочных.
4) Супермаркеты. Это относительно крупные предприятия, имеющие более высокие обороты и предлагающие товары по низкой стоимости.
Супермаркет – это крупный магазин, занимающийся реализацией полного ассортимента товаров от продуктов питания и изделий домашнего хозяйства до бытовой техники.
Супермаркеты были изобретены в США Майклом Каллэном, работавшим администратором бакалейного магазина.
5) Дискаунтеры. Магазины с минимальным набором услуг и узким ассортиментом по достаточно низким ценам. Издержки снижаются за счет упрощенной выкладки товаров, минималистского оформления торгового зала, снижения количества персонала и ограничения ассортимента.
6) Гипермаркеты. Объединяют черты супермаркета, оптового склада и магазина низких цен. Торговый молл, или гипермаркет, – это огромное здание с большой площадью, в котором расположено внушительное число торговых точек.
Наибольшую активность на международном рынке проявляют следующие компании: Auchan, Carrefour – Франция; Wal-Mart – США; Schwarz Group, Metro Aldi – Германия; Ahold – Нидерланды; Delhaize – Бельгия; Tesco – Великобритания.
Отдельно стоит выделить интернет-торговлю. Ее успех обусловлен такими преимуществами:
- широкий ассортимент, который всегда больше, чем в обычном магазине;
- также компании стремятся включать в каталоги уникальные предложения, не доступные больше нигде;
- удобство приобретения товаров в комфортной обстановке, в домашних условиях;
- низкие цены товаров благодаря снижению издержек по аренде торговых площадей.
Развитие дистанционной торговли ускорило развитие рынка доставки.
Оптовая торговля
Оптовая торговля – вся деятельность по реализации товаров/услуг субъектам, которые используют их в корпоративных целях или перепродают.
Оптовые организации (дистрибьюторы) имеют серьезные отличия от розничных предприятий:
1) Во-первых, оптовые предприятия в меньшей степени осуществляют продвижение товаров, поэтому местоположение и атмосфера имеют гораздо меньшее значение.
2) Во-вторых, как правило, количество оптовых сделок значительно меньше, а их объем – больше, чем в ритэйле.
3) В-третьих, разный подход государства к регулированию торговли розничной и оптовой, что отражается в системе налогообложения и законодательстве.
Всех оптовиков условно можно разделить на 4 группы:
1) Оптовики-купцы – независимые предприятия, приобретающие право собственности на какой-либо товар. В разных сферах называются по-разному: снабженческие дома, оптовые дистрибьюторы, оптовые фирмы. На долю этой группы оптовых торговцев приходится примерно 50% объема всей оптовой торговли.
2) Агенты и брокеры. От первой категории отличаются по 2 показателям: они выполняют ограниченный спектр функций и не покупают право собственности на какой-либо товар. Основная функция – содействовать купле-продаже. Их услуги оплачиваются комиссионным вознаграждением, составляющим 2 – 6% продажной цены товара. Им принадлежит примерно 10% оптового оборота.
3) Конторы производителей и оптовые отделения. Операции, осуществляемых самостоятельно покупателями и продавцами, без привлечения независимых торговцев. Им принадлежит 36% всего оптового оборота.
4) Специализированные оптовики. Некоторые отрасли экономики имеют специализированные оптовые организации:
- оптовые нефтебазы реализуют и доставляют нефтепродукты предприятиям розничной торговли, автозаправочным станциям, деловым предприятиям;
- скупщики сельхозпродуктов приобретают товары у фермеров, после чего собирают их в партии и реализуют предприятиям пищевой промышленности, пекарням, хлебозаводам и другим покупателям от имени гос. учреждений;
- оптовики-аукционисты действуют в отраслях, где потребители хотят осмотреть товар до совершения покупки: это, например, могут быть рынки скота и табака.
Специфика торговли в России
Особенность сферы торговли в РФ заключается в том, что в большинстве развитых мировых экономик соотношение количества компаний розничной торговли с общей численностью населения существенно превышает уровень данного показателя в России. К примеру, в США в среднем одна компания розничной торговли на 122 граждан, в Японии этот показатель составляет 69, в Южной Корее — одно предприятие на 42 человека. Отечественная экономика предлагает один киоск или магазин на 400 человек. Схожая картина наблюдается и с «оснащенностью» торговыми площадями.
Также стоит отметить, что в некоторых государствах розничный рынок достиг предельной концентрации. Например, в Германии 65% доли рынка контролируется 5 крупнейшими розничными компаниями, в Великобритании более 70% занимают 4 сети, во Франции 85% рынка контролируют 5 крупнейших розничных сетей, в Дании 60% рынка делят между собой 2 лидирующие сети. В Восточной Европе (Чехии, Венгрии, Польше) зарубежные операторы сумели подавить местные розничные сети и завоевали господствующее положение на рынке.
Такие обстоятельства открывают перед российскими предпринимателями широкие возможности для наращивания розничных сетей и развития бизнеса в условиях свободной конкуренции.